1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% [1 Голос]

Символы солнца и знаки земли

Отрадно, что в России появилась мода на исконные русские традиции. Становится популярной народная акция «Хожу в русском». В последнее воскресенье месяца мы наряжаемся в традиционную одежду или используем её отдельные фрагменты. Смело, с любовью ходим в народном костюме, получая истинное удовольствие и гордясь, что мы русские!
Если говорить о традиционном русском костюме, то это сложный, состоящий из множества деталей комплекс. Раньше по нему можно было судить о социальном статусе, сословной и профессиональной принадлежности. Принято считать традиционной обувью русских лапти, хотя её носили уж совсем нищие. Россия даже в дохристианский период была богата жемчугами, самоцветами, мехами. И поголовной нищеты, как сегодня принято считать, не наблюдалось. И мужчины, и женщины по праздникам носили шелковые наряды, богато расшитые каменьями, золотым шитьём. Причём, украшенными делали и пояса, и обувь, и головные уборы. Без них на улице показываться могли только малые дети. Приветствуя друг друга, мужчины снимали шапку в знак уважения, а для женщин головной убор считался не столько украшением, сколько оберегом. Замужние женщины полностью убирали волосы под головной убор – «волосник», чтобы «счастье не растерять» или «чтобы не наколдовали на волосы».


Нельзя не упомянуть о символике цвета и орнамента. Особенно велика в русском костюме роль красного цвета – символа огня и солнца – и вышивок разнообразных солярных символов. С их помощью славяне себя защищали и оберегали. Алеющий на белоснежном холсте крест с загнутыми концами – знак солнца. Ромб с точкой посередине – знак плодородного поля. Нет случайных элементов в традиционной вышивке, все элементы несут магический смысл, олицетворяя силы природы: Солнце, Мать-Сыру Землю и все стихии. Сегодня смысл древних «шифровок» во многом утрачен, но мы восхищаемся их гармонией и красотой.
К счастью, и сегодня есть люди, бережно собирающие крупицы старинных обрядов, знаний и традиций. И в современной одежде есть место народным элементам. К примеру, Наталья Конради (её фото с дочкой Ариной на первой полосе сегодняшней газеты) увлеклась идеей популяризации русских народных традиций ещё в 2010 году. Она успела собрать интересную коллекцию одежды, рушников, головных уборов и даже заинтересовать мужа Николая. Вместе они неоднократно становились лауреатами всевозможных музыкальных и декоративно-прикладных конкурсов народного искусства.
Музыка – душа народной культуры, сокровище славян. В каждой местности она имеет свой стиль и особый эмоциональный настрой. Благодаря собирателям фольклора мы имеем представление о славянских песенных традициях. Например, трудовые песни необходимы были для организации тяжелого труда (знаменитая «Эй, ухнем»), колыбельные – для убаюкивания. До сих пор в некоторых местностях используются свадебные обрядовые песни, погребальные плачи и причитания. Старшее поколение наверняка помнит весенние песенки-заклички.
Сегодня многие современные композиторы используют в композициях этно-мотивы для придания произведениям особой эмоциональной окраски. Рождаются такие новые жанры как этно-рок, этно-поп и многие другие. Славянская музыка никого не оставляет равнодушным. Она проникает в самое сердце слушателя, затрагивая потаенные струны души. 
Ирина ВЕРОВСКАЯ

Без Бога – не до порога 
На Руси, в России есть святой закон земной жизни: «Без Бога – не до порога». Ему верны прихожане Петропавловского храма и большая семья Пыткиных. Что бы ни делали супруги Анна Николаевна и Евгений Викторович, их старшие дети, они всегда просят помощи у Бога и благодарят за всё.
Саму Анну воспитывали глубоко верующие родители, поэтому она с детства впитывала православные традиции и обычаи, для неё это правильный образ жизни. Анна и Евгений построили семью по заповедям Божьим, родили четверых детей: Ксению, Даниила, Викторию, Никиту. Глубокий смысл их жизни – в любви к ближним: мужу, жене, детям.
«Мы делаем всё, – говорит Анна, – чтобы их поднять, дать образование, стараемся затеплить в их душе огонёк веры. Ведь она делает ребёнка добрее, милосерднее, чище». Воспитывают сыновей и дочерей в любви к Богу и Отечеству. В субботу и воскресенье семья идёт в храм. Отец много лет помогает церкви, служит в алтаре, улучшает приход. Мама, творческая натура, украшает храм к праздникам. Дети посещают воскресную школу.

Главный в семье – отец, к его слову прислушиваются. Он читает перед обедом молитву и воспитывает мальчиков, чтобы они были мужественными. А мать старается, чтобы девочки росли мягкими, нежными, долго оставались целомудренными. По словам Анны, они простые люди и дети у них обычные, как все, ходят в школу. К сожалению, в обществе часто проявляются жестокость, злоба, обман. Православная семья стремится оградить детей от негативного влияния, ограничивая их доступ в интернет. Ребятишки пользуются простыми телефонами – только для связи.
Пыткины – очень дружны, любят проводить время вместе. Чада долго не занимаются в своей комнате, а всегда толкутся в зале, рядом с папой и мамой, готовят уроки и смотрят семейные фильмы. В доме стоит весёлый шум в радостных приготовлениях к праздникам. К Пасхе пекут куличи, красят яйца, украшают комнаты. А в новогодний вечер такие вкусные постные блюда на стол выставят, что пальчики оближешь!
Анна делится сокровенным: «Мы надеемся, что огонёк веры, заложенный нами, не угаснет в душе наших повзрослевших детей. Они создадут свои православные семьи, которые вместе смогут с достоинством преодолевать ниспосланные испытания, и их дети тоже будут ходить в храм».
Когда в доме все ложатся спать, мама приступает к любимому творчеству. Из-под её рук «вырастают» диковинные цветы, появляются изящные броши и заколки. В творчестве Анна черпает вдохновение, энергию. Бог даровал ей этот талант, чтобы выразить любовь к окружающему миру.
Зинаида ЦИКАЛОВА

Щи да каша – пища наша
Русская народная кухня всегда отличалась разнообразием. Меню наших предков содержало крупы, мясо, рыбу, овощи, грибы, ягоды, фрукты, поскольку поселения строились по берегам рек и вблизи лесов.
Русичи умели делать масло. Мука и каша были разных сортов и видов. Известно, например, что щирицу, которая сегодня известна как амарантовая крупа, запретил выращивать Петр I. Скажем ему спасибо за картофель, но амарантовой каши нам теперь уже не попробовать…
Православие внесло перемены в русскую кухню, что неудивительно. В религиозные посты хозяйки проявляли изобретательность. Традиции менялись, но некоторые предпочтения прошли проверку временем. В мире хорошо известны такие русские народные блюда как щи, блины, каша, кулебяка, расстегай, студень, окрошка, квас, сбитень, медовуха. А вот борщ – блюдо не русское. Историки выдвигают версии о появлении красной похлебки ещё у древних римлян.
Отдельно для приверженцев здорового питания скажу: исконные пищевые традиции средневековых предков можно назвать самым полезным питанием. Не было вредного жарения в сковородах и уж тем более на растительном масле, не было копчения с его канцерогенами, картофеля…
Хотите попробовать что-то из старинной кухни? Предлагаю старинный рыбный суп на огуречном рассоле – калья. На готовку уйдет полтора часа, в одной порции примерно 45 ккал.
Нам потребуется: два соленых (не маринованных) огурца, горсточка риса (примерно 50 граммов), стакан огуречного рассола, 600 граммов морской рыбы, большая луковица, корешок петрушки, ложка сливочного масла, 2 столовых ложки лимонного сока, зеленый лук, укроп с семенами, соль, ну и для более привычного вкуса, добавьте 2-3 картофелины.
Подготовленную рыбу надо разделать на порционные кусочки, залить 2 литрами воды и поставить на огонь. Через 10 минут добавить к рыбе огуречный рассол, варить до готовности. Положить в кастрюлю измельченную картошку, рис, обжаренный на масле измельчённый лук, петрушку, порей, мелко нарубленные очищенные огурцы. Варить до готовности всех продуктов. Затем калью убрать с плиты и добавить в неё сок лимона. На заметку: рыбную калью готовили обычно из жирной рыбы: осетра, севрюги, карпа, палтуса, белуги и зубатки.
Приятного аппетита, славяне!
Светлана ГУБАРЬ, преподаватель технологии приготовления общественного питания Ужурского многопрофильного техникума


ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции!

Наши партнеры











Яндекс.Метрика

 - Адрес редакции: 662255, Красноярский край, Ужурский район, ул. Ленина, д. 35

 - Учредитель: КГАУ «Редакция газеты «Сибирский хлебороб»

 - Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-70878 от 07.09.2017