1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0% [0 Голоса (ов)]
ДВЕ СЕСТРЫ
Героини моего рассказа – чувашки из Баита, сёстры, живущие в одном доме, только через стенку. Нина Николаевна Толикина и Клавдия Николаевна Сидорова. И дом их утопает в цветах: они во дворе и на улице, благо – август щедр на краски и откровенно заявляет о вкусах хозяек. Чего здесь только нет – и ярко-красные маки, и ромашки, и петунии – именно с этого многоцветья открывается улица, на которой живут бабушки.
В 70-е годы прошлого века обе жили в деревне Карабай-Шемурша Чувашской республики, но по переселению приехали в Ужурский район. Первым поехал «на разведку» в Сибирь супруг Нины Николаевны Алексей – хотелось найти подходящее место для жизни и работы. Так он оказался в Баите, где стал работать механизатором тогдашнего совхоза «Ленинский путь». Перевёз сюда и семью – молодую жену с дочкой. Она стала работать телятницей на ферме. Купили домик и помаленьку стали обживаться.
Следом за Толикиными из Чувашии приехали ещё семь семей, но многие вскоре разъехались, хотя кто-то и остался в районе. Например, А.М. Безгодова сейчас проживает в Локшино, многие годы работала в сельсовете, ныне на заслуженном отдыхе.
Клавдия Николаевна, старшая сестра, приехала сюда позднее на шесть лет, тоже работала телятницей, а её муж – трактористом. Обе семьи были трудолюбивыми, руководство хозяйства ими дорожило и лет 30 назад построило для них двухквартирный дом, в котором сестры сейчас и живут. Мужья у них давно умерли, но остались дети, есть внуки и правнуки, продолжение рода, которые доставляют бабушкам много радости и счастья, так как часто бывают у них в гостях.
Нина Николаевна живёт одна, ей чуть более 70 лет, но разве дашь ей такой возраст? Она энергична, подвижна, весь день в движении – на подворье выращивает свиней, гусей, уток, есть курицы. Семья у неё большая – трое детей, 9 внуков и 8 правнуков, вот какое богатство! Поэтому вся живность идёт на стол. Благо – все живут рядом: сыновья в Локшино, дочь в Ужуре. В квартире чисто и опрятно, чувствуется, что хозяйка во всем любит порядок.
Клавдия Николаевна живёт с дочерью – она работает телятницей на отделении АО «Искра», как и её мама когда-то, числится в передовиках. А всего К.Н. Сидорова месте с мужем вырастили шесть детей, и все дочки. Вот повезло! Двое из них живут в Красноярске, двое в Ужуре, одна в Новокузнецке. У неё тоже 9 внуков и 8 правнуков. Только со здоровьем не всё ладно, но сейчас оно идёт на поправку.
Обе сестры, когда были помоложе и когда в деревне ещё стоял клуб, славились как участницы художественной самодеятельности. Ни один праздник не обходился без их чувашских песен! Они и сейчас с удовольствием их поют за семейным столом, даже и для автора этих строк с удовольствием исполнили, слова мне были непонятны, но заливистые голоса понравились. А Нина Николаевна по случаю фотографирования надела национальный костюм – он у неё висит всегда наглаженным в шкафу.
Придерживаются ли они своих национальных традиций, поинтересовалась я. Оказывается, подзабыли бабушки маленько эти традиции, праздники отмечают, как и русские – Пасху, проводы зимы, Новый год и пр. А вот чувашская кухня не забывается, и некоторые блюда, особенно к праздникам, например, Нина Николаевна готовит для своих близких с удовольствием. Ну, пельмени и вареники – это и русские блюда, они тоже в числе любимых в семье Толикиных, а вот чувашский пирог – это особенное, он из дрожжевого теста готовится в духовке с начинкой из мяса и картошки.
С родственниками из Чувашии до сих пор поддерживают отношения, перезваниваются, обмениваются новостями из жизни. Сестры радуются, что их деревня, в которой они когда-то жили, расцветает, в ней живет много молодёжи. И печалятся, что у Баита другая судьба. Из него молодые уезжают.

НЕ ЗАБЫВАЮТ ПРЕДКОВ
Как обычаи старины находят место в современности
По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами они считают, что их далёкими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.
Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.
Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Основными взращиваемыми культурами были рожь, полба, овёс, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также выращвали лён и коноплю. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.
В давние времена чуваши жили в маленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озёрами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.
Национальным костюмом были одежды, типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины, и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор – тухъю. Верхней одеждой служил холщёвый кафтан – шупар. В осенний период чуваши одевались в более тёплый сахман – поддёвку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы – кёрёки.
Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.
Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодёжь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.
Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.
Праздник Манкун – это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убираются в избах, а мужчины – на подворье. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.
Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали – ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы: если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будет отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни – где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

НАЦИОНАЛЬНОЕ БЛЮДО
Шартан ем, пуремечами закусываю
Нам повезло. В редакцию сообщили, что в Ужур в гости к родственникам из Чебоксар приехала чувашка, и мы поспешили с нею встретиться.
Светлана Никитична Ильенко, несмотря на пенсионный возраст, выглядит моложаво, рассказывает, что занимается на тренажёрах в спорткомплексе столицы Чувашии. И ведёт здоровый образ жизни. При этом придерживается традиций национальной кухни, которые впитала, как говорится, ещё с молоком матери. В семье культивировалось применение рецептов чувашских блюд, поэтому и сегодня у Светланы на столе часто присутствуют эти блюда. С некоторыми из них она познакомила и нас.
Например, летом хорошо идёт окрошка. Её ингредиенты традиционны, как и у русских, только мясо берётся говяжье, а вместо кваса используется кефир или простокваша с добавлением воды.
Любит ужурская гостья из Чувашии готовить традиционные ватрушки с творогом, их называют пуремечами. Берётся дрожжевое тесто, раскатывается лепешка, на ней раскладывается творог. Его лучше размять, добавить сахар, можно ягоды. Затем смазывают взбитым яйцом и – в духовку. Корочка получается золотистой, аппетитной. Вместо творога можно брать картофельное пюре.
А вообще чувашская кухня проста и по рецептуре доступна многим. Поскольку чуваши любят мясо, то к праздникам для членов своей семьи Светлана Никитична готовит шартан. Бараний желудок начиняется порезанной на маленькие кусочки бараниной, добавляются чеснок и специи, затем зашивается и помещается в разогретую духовку. Получается вкусно! Особенно любит это блюдо трёхлетний внук Никита, когда просит добавку, говорит: «Дайте мне шуртану».
Светлана Никитична предлагает ужурцам тоже попробовать блюда чувашской кухни, благо найти их сегодня в интернете не составляет труда.

Подготовила Татьяна МАЦИГИНА

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции!

Наши партнеры











Яндекс.Метрика

 - Адрес редакции: 662255, Красноярский край, Ужурский район, ул. Ленина, д. 35

 - Учредитель: КГАУ «Редакция газеты «Сибирский хлебороб»

 - Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-70878 от 07.09.2017