Вот и завершился проект «Сибирского хлебороба» «Фестиваль дружбы народов». За этот год мы рассказали читателям о 10 национальностях, населяющих район. Четвертого ноября кульминацией проекта стало заключительное мероприятие, подготовленное бессменным партнером «СХ» – районным Домом культуры, а также Златоруновским, Приреченским, Тургужанским СДК. В прологе фестиваля и.о. главного редактора «СХ» Алена Шахова поздравила всех с праздником и пожелала зрителям поближе познакомиться с национальными культурами. 

В День народного единства в РДК «засветилась» яркая радуга добрых лиц, народных талантов и промыслов, национальных костюмов. Гости словно попадали в пёстрый, шумный хоровод и диву давались у народных подворий.

Подробнее: Дружба и братство – главное богатство 

Символы солнца и знаки земли

Отрадно, что в России появилась мода на исконные русские традиции. Становится популярной народная акция «Хожу в русском». В последнее воскресенье месяца мы наряжаемся в традиционную одежду или используем её отдельные фрагменты. Смело, с любовью ходим в народном костюме, получая истинное удовольствие и гордясь, что мы русские!
Если говорить о традиционном русском костюме, то это сложный, состоящий из множества деталей комплекс. Раньше по нему можно было судить о социальном статусе, сословной и профессиональной принадлежности. Принято считать традиционной обувью русских лапти, хотя её носили уж совсем нищие. Россия даже в дохристианский период была богата жемчугами, самоцветами, мехами. И поголовной нищеты, как сегодня принято считать, не наблюдалось. И мужчины, и женщины по праздникам носили шелковые наряды, богато расшитые каменьями, золотым шитьём. Причём, украшенными делали и пояса, и обувь, и головные уборы. Без них на улице показываться могли только малые дети. Приветствуя друг друга, мужчины снимали шапку в знак уважения, а для женщин головной убор считался не столько украшением, сколько оберегом. Замужние женщины полностью убирали волосы под головной убор – «волосник», чтобы «счастье не растерять» или «чтобы не наколдовали на волосы».

Подробнее: Фестиваль дружбы народов: русские

Созываем все народы рассказать о национальной культуре и показать её.

Первый этап фестиваля дружбы народов приближается к завершению. За несколько месяцев мы рассказали читателям о таких национальных культурах как мордовская, татарская, армянская, немецкая, чувашская, хакасская, о судьбах людей разной национальности.
Судя по реакции многих, с кем мы общались, тема их заинтересовала, душа встрепенулась, видимо, захотелось больше узнать про свои исконные корни. Но при подготовке материалов мы столкнулись с серьёзной проблемой – дефицитом информации. Во-первых, в районе отсутствуют такие общественные организации как национально-культурные автономии, которые хранят историю, обычаи, язык родного народа.
Во-вторых, не удалось отыскать что-то существенное в краеведческом музее, районном архиве. Исторические сведения по району хранятся в Ачинском архиве, а в его фондах – копать – не перекопать, легче иголку найти в стоге сена. Надеялись, что в Ужурском ЗАГСе сделают обзор. Но и его сотрудники не знают, с кем общаются. В заявлениях люди обычно не заполняют графу «национальность», в особенности русские. Хотя её указывают армяне со свойственным им достоинством. В-третьих, некоторые люди, на кого мы выходим, не хотят публичности, поэтому часто слышим отказ. А иные выразят боль, спрятанную в глубине души, и в заключение скажут: «Не пишите, не надо про нас». Видно, затаилась обида, особенно у потомков тех, кого насильно ссылали в Сибирь.

Подробнее: Фестиваль дружбы народов

Холодными сибирскими ночами ей снится чудесная тёплая страна, где растут виноградники и цветут розы. Милая, родная деревенька, по саду идёт бабушка с корзиной наливных яблок… Натруженными руками она гладит внучку по голове и рассудительно говорит ей: «Чем тебе не нравится имя Акулина? Священник выбрал тебе его по Святцам».
В конце 1990-х годов в Молдавии властвовал экономический кризис. Люди в поисках лучшей жизни и работы мигрировали в другие страны: Италию, Турцию, Израиль. Семья Рубиных собралась в Россию: супруг-то русский. Бабушка причитала: «Нас в Россию под конвоем отправляли, а вы едете туда добровольно!». Правда, в Россию она не попала, спрятавшись от военных. У страха глаза велики. Тоскливые бабушкины пророчества не сбылись. 20 лет Рубины живут и работают в Сибири, Акулина Васильевна трудится в АО «Искра». Вырастили двоих сыновей, для которых Ужур стал родиной. Старший живёт в Москве, младший – учится в военной академии в Воронеже. В отпуск с радостью приезжают домой.

Подробнее: Фестиваль дружбы народов: молдаване

Заветный курган в Белой Роще: сибиряки помнят о калмыках и ухаживают за памятником.
В Калмыкии Намыр Лиджиевич Лиджиев был учителем истории, директором Цаган-нурской средней школы, заведующим районным отделом образования в Кетченеровском и Черноземельском районах, секретарем райкома. Его супруга Аппя Нимеевна преподавала в начальных классах. Они мечтали дать образование четырем дочерям – Вере, Людмиле, Диане и Саре. Но все планы оборвала война.
Отец семейства ушёл на фронт, и в 33 года погиб в ворошиловградской наступательной операции. Четыре сестры вместе с мамой и дедушкой Аава были сосланы в Сибирь. «В то время рядом со школой был хотон, назывался «Хальмг базр». Там собрали людей – стариков и женщин – и стали читать приказ», – вспоминает Людмила Церенова, одна из дочерей Намыра Лиджиевича. Ее мама всё поняла и заплакала. Аава пытался объяснить солдатам, что его сыновья на фронте защищают Родину.

Подробнее: Фестиваль дружбы народов: калмыки


ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции!

Наши партнеры











Яндекс.Метрика

 - Адрес редакции: 662255, Красноярский край, Ужурский район, ул. Ленина, д. 35

 - Учредитель: КГАУ «Редакция газеты «Сибирский хлебороб»

 - Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-70878 от 07.09.2017