1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% [1 Голос]
230 хакасов проживают в Ужурском районе по данным переписи населения 2010 года.
Республика Хакасия – субъект Российской Федерации, 19-й регион. Входит в состав Сибирского Федерального округа. Расположена в юго-западной части Восточной Сибири, протяженность с севера на юг – 460 км, с запада на восток – 200 км. Преобладающий рельеф местности – степи, горы и тайга. В республике более 500 естественных озер.
Численность населения составляет 536,6 тысячи человек.


Без прошлого нет настоящего

Мне дорого Арабкаево, где я родилась и выросла рядом с его коренными жителями – хакасами.
Хакасы – великие труженики, принесшие много пользы для малой родины и Ужурского района. Ранее в посёлке обитали хакасские семьи с фамилиями Арабкаевы, Абумовы, Сукины, Янгуловы, Ботины.
Показательна судьба Анастасии Прохоровны Абумовой, родившейся в 1931 году. В начале войны ей было 10 лет. Работала в подсобном хозяйстве алебасторного завода, изготавливала ровный и гладкий мел. С 1948 года трудилась в Арабкаево на гипсовом руднике, потом нянечкой в детском саду. Вместе с мужем вырастили и воспитали четверых детей.
Сегодня посёлок переживает нелёгкие времена. Но коренные сельчане не покидают малую родину и делают для неё много хорошего. Тамара Михайловна Арабкаева, директор школы, преподаёт детям биологию и географию, является депутатом Приреченского сельсовета. Нина Максимовна Абумова преподаёт историю, литературу, обществознание, заведует школьным музеем и очень много знает об истории нашего посёлка. Нина Григорьевна Тепляшина (в девичестве Ботина) приехала в посёлок в конце 1980-х годов, учит детей иностранному языку, заведует школьной библиотекой. Нередко мы, работники культуры, обращаемся к ней за советом и консультацией.
Национальное творчество хакасов – приоритетное направление нашей деятельности. Мы стремимся его развивать, выезжаем с хакасской юртой на районные мероприятия. Нина Григорьевна с радостью выделяет нам национальное платье и реквизит из хакасской домашней утвари. Любовь Георгиевна Арабкаева – активная участница выездных «гастролей», исполняет песни и свободно разговаривает на родном языке. Она с удовольствием представляет свой народ на районных мероприятиях в Ужуре, Солгоне.
Мы уважаем людей этой нации, которые свято чтят традиции народа, не забывают его язык, обычаи. Почти в каждой хакасской семье есть национальная одежда. Они благоговейно ухаживают за могилами предков. Примерно в километре от посёлка находится старое хакасское кладбище. Ближе есть второе, более современное. Помню, как в детстве мы с первой учительницей Тамарой Михайловной Арабкаевой ходили на хакасское кладбище и помогали ей наводить там порядок. Знаю, что сегодня Владимир Захарович Абумов, пенсионер, следит за могилой деда.
Мне очень жаль старые курганы, расположенные на полях, недалеко от посёлка. Не знаю, ступала ли когда-нибудь туда нога археолога, но нога варвара точно ступила. Человеческая жадность не знает границ, поэтому на поле, которое называется «Арабкаевский массив», курганы уничтожены. Не зря говорят, что там ничего не растёт, видимо, наши современники не понимают, что курганы трогать – большой грех! А вот вблизи бывшего хутора Додонкино (народное название) до сих пор можно увидеть торчащие из земли чёрные камни, большей частью вросшие в землю…
Сегодня в Арабкаево проживают 15 человек с фамилиями Арабкаевы, Абумовы, Ботины, Янгуловы, Кабыжаковы, которые и поныне тянутся к родным истокам.
Ольга КИРИЛЛОВА, заведующая Приреченским СДК
Анастасия Прохоровна Абумова – коренная жительница посёлка Арабкаево:

Роман, сын Герасима

Кулунцы хорошо помнят старого Романа Герасимовича Итпекова, мастера на все руки. В селе он был единственным хакасом, и его образ, качества характера, способности и пристрастия полностью соответствовали национальности.
О нём редакции «Сибирского хлебороба» рассказала его дочь Марина Романовна Новикова (в девичестве Итпекова). Её отец родился в 1913 году, рано осиротел и воспитывался у тети Дуси в деревне у Большого озера Шарыповского района, где издревле обитали хакасы. С детства мальчик впитывал национальный дух, учился у соплеменников народным промыслам: скотоводству, рыболовству, выделке шкур, лозоплетению, обработке дерева.
В Кулуне он следовал всем этим традициям. Кстати, хакасы раньше рожали много детей, вот и в семье Итпековых было 10 чад. Роман Итпеков работал на пилораме, одно время был конюхом. Он вообще страстно любил лошадей, как и все чистокровные хакасы. На селе ценили его золотые руки. Он настолько качественно выделывал различные шкуры – медведя, оленя и других животных, – что ему делали заказы со всего края. Сам охотился, рыбачил, умело плел «морды». Ещё одна его замечательная способность – плетение из тальника. Его помогали заготавливать дети, а отец плёл большие короба, используемые в конской упряжке. Также он умел обрабатывать древесину.
На хакасском языке не с кем было разговаривать: женился он на украинке. Пытался учить детей, но сегодня, к сожалению, никто из них хорошо не знает родного языка. «В молодости, – говорит Марина Романовна, – не придавали значения хакасским корням, не старались перенять от отца особенности культуры, обычаи, традиции. Хотя теперь осознаем их уникальность. Сегодня возрождается интерес к нации, но многое уже утрачено. Впрочем, учить историю предков никогда не поздно».
Роман Герасимович, как истинный хакас, всегда мечтал купить лошадь, но не позволял скромный достаток. Уже в возрасте он купил коня, не мог ему нарадоваться, холил и лелеял. В Кулуне Роман Итпеков оставил о себе добрую память. 

Хучур-Тура – Ужур

До прихода русских на территории Ужурского района проживали многие малочисленные и разобщенные племена (предки нынешних хакасов) Алтысарайского княжества. После его распада в 1703 году начало формироваться Кызыльское княжество, уже в составе России. Столицей княжества с начала 1760-х годов становится поселение Хучур-Тура – будущий Ужур.
Хакасы – один из народов юга Сибири. До начала ХХ века известны как абаканские татары, минусинские татары, ранее енисейские кыргызы и хаорай.
Традиционное жилище хакасов – многоугольная юрта с низкой, усеченной крышей. Она строилась из бревен, сверху обмазывалась глиной и навозом, а до уровня небольших окошек присыпалась глиной и землей. До принятия христианства хакасы были шаманистами. Шаманизм – одна из форм верований и культа, присущих многим народам Сибири.
Основные занятия хакасов различались по географическим зонам: в предгорьях и лесостепи занимались скотоводством и земледелием. В тайге, в основном, – охотой; живущие в степях – скотоводством.
В нашем Ужурсовхозе (Приреченск) к началу 1960-х годов количество овец достигло 20 тысяч голов. Овцеводческими отделениями руководили в то время хакасы, так как они умели хорошо управляться с овцами. Особенно был известен хутор Додонкин, названный по фамилии чабанов – хакасов Додонкиных. По результатам труда коллектив хозяйства не раз становился участником ВДНХ в Москве.
На территории, относящейся к Приреченскому сельсовету, находится рабочий поселок Арабкаево, образованный из заимки хакасов-скотоводов. По фамилии одного из глав рода и названо село, их потомки и сейчас живут и трудятся здесь.
По данным переписи населения, относящейся к 1917 году, хакасский улус Арыхпаев относился к Усть-Фыркальской волости Старогоской группы улусов. Располагался в 71 км от села Усть-Фыркал. Насчитывал 13 самостоятельных хозяйств, 88 человек, из них 52 мужчины.
Оксана МИЛЬЦОВА, руководитель музея Приреченской школы

Его величество талган

● Талган – традиционная еда коренных народов Сибири. Его придумали примерно в III тысячелетии до нашей эры, и этот продукт до сих пор является неотъемлемой частью национальной кухни хакасов. У кочевников всегда с собой находился мешочек с талганом – легким по весу, но очень сытным и полезным.
Прошли века, а технология его производства практически не изменилась. Талган готовится из пшеницы, ячменя. Зерна просушивают после сбора, затем обжаривают в большой железной чаше и перемалывают. Вот эту муку крупного помола и называют талган.

Хакасские поверья

● Гостю надо попробовать все яства, разложенные на столе, иначе стол проклянет гостя: «Ты не пробовал мои сласти, поэтому ходи голодным и страдай жаждой!»
● Дверь нельзя закрывать, сильно хлопая, иначе жизненный путь станет суровым. Её нельзя открывать ударом ноги — станешь злоязыким. Нельзя наступать на порог, тем более сидеть на нём. Если человек будет стоять в дверном проёме, то порог проклянёт, и беда коснётся его семьи.

Старинный хакасский женский наряд, который хранится в музее Приреченской школы:

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции!

Наши партнеры











Яндекс.Метрика

 - Адрес редакции: 662255, Красноярский край, Ужурский район, ул. Ленина, д. 35

 - Учредитель: КГАУ «Редакция газеты «Сибирский хлебороб»

 - Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-70878 от 07.09.2017