1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% [1 Голос]
По итогам последней переписи населения, которая прошла в 2010 году, в Ужурском районе проживает более 750 татар – это самое многочисленное из всех национальных представительств, не считая русских. Поэтому, начиная наш рассказ о людях и культуре разных народов, мы решили в первую очередь написать именно о татарах.
Появившись на плодородных сибирских землях в годы массового переселения, они прочно вписались в жизнь сибиряков, заняв достойное место в социально-экономическом развитии района. Большинства из тех, кто приехал в наши края в те далекие времена, уже давно нет, но живы их дети, внуки, правнуки – многих из них ужурцы знают, как ответственных и трудолюбивых. Они проявляют себя и в сельскохозяйственном производстве, и в образовании, в здравоохранении, в других сферах деятельности. Как говорит имам Ш.Г. Ахмедзянов, многие татары занимают активную жизненную позицию, придерживаются национальных традиций, приобщают к ним своих детей, учат их уважать старших и дружить с теми, кто живет по соседству.
На территории района четыре населенных пункта, где большей частью проживают люди татарской национальности: г. Ужур, деревни Березовый Лог (Кзыл-май), Красное озеро (Кзыл-куль) и Сухая Долина.

Семья – хранитель нации

Так считает Шагиз Муктасимович Бадакшанов, военный строитель, который за 30 лет возвёл много домов, в том числе и собственный.
В жизни для него важнее всего – семья: супруга, тёща, две дочери, внуки и многочисленные родственники. По словам Шагиза, он получил атеистическое воспитание и лишь с возрастом стал постигать национальную культуру и мусульманство. Его семья старается соблюдать национальные обычаи и обряды.
С чего начинается культура народа? Конечно, с языка. Дома Бакдашановы говорят только по-татарски, но владеют им не в совершенстве, в чем Шагиз и его дочь убедились в Татарстане. В автобусе им было так странно со всех сторон слышать татарскую речь! А в них сразу распознали приезжих. Язык казанских татар можно назвать литературным, а в Ужуре он несколько видоизменился. В республике они жадно впитывали обычаи, обряды, песни, танцы, костюмы…
Семья отмечает все татарские праздники. На сабантуй ездили в Кзылкуль, Назарово, Красноярск и Татарстан. «На Курбан-байрам надо заколоть барана, – говорит Шагиз, – и поделить на три части: одну оставить для семьи, вторую – для бедных, а третью – для соседей. Эту третью долю раздаем русским, живущим рядом. По Корану следует почтительно относиться к другим нациям, соседям, не обсуждать людей, уважать старших, правильно воспитывать детей». Ещё одна отличительная и поучительная особенность. На праздниках, «крестинах», похоронах возбраняется употребление спиртного. Накрывается богатый стол из разнообразных национальных блюд – и ни капли вина.
Шагиз Муктасимович поделился с корреспондентом «СХ» хорошей новостью о печальном. По просьбе татар администрация района выделила земельный участок (за Генералихой) для мусульманского кладбища. Там уже и ворота поставили. Ранее умерших везли в Кзыл-куль, хотя по закону надо хоронить там, где человек жил. Власть проявила истинное уважение к татарскому народу.
Его достойные представители, как Бадакшановы, чтят национальные традиции, и на этом крепком фундаменте строится татарская семья.

Исэнмесез, дуслар!*

Живёт в деревне Берёзовый Лог семья Сайфулиных: Зиятдин Гильфанович и Мадина Михайловна. Свою жизнь они посвятили местной школе.

Зиятдин Гильфанович 40 лет проработал в школе учителем, завучем, директором, затем ушел на заслуженный отдых. Учась в Минусинском педучилище, он вёл фотокружок при Доме пионеров. Приехав в свою родную школу, продолжил эту работу: начал обучать учащихся фотоделу. Зиятдин Гильфанович хорошо играл на баяне и сам пел. Был художественным руководителем молодёжи села, организовывал агитбригаду. С концертами выступали не только у себя дома, выезжали в соседние сёла.
Впоследствии он окончил Абаканский пединститут (биохимический факультет), преподавал в школе биологию и химию. Под его руководством учащимися был заложен школьный сад. Сейчас, находясь на пенсии, не сидит сложа руки, а пишет стихи на русском и татарском языке, разводит пчёл. Всю сознательную жизнь собирал материал про здоровье человека, а когда вышел на пенсию, решил его систематизировать. В его картотеке много секретов по оказанию помощи людям.
С будущей женой он познакомился, учась в педучилище. Привёз он её в 1971 году в свою деревню и с тех пор они живут вместе. Вырастили трёх детей: двоих мальчиков и девочку, которые сейчас живут своими семьями и растят своих детей.
Мадина Михайловна – учительница русского языка и литературы, до сих пор ещё работает в школе. Её стаж – 46 лет. Вот уже несколько лет она преподаёт татарский язык. Татарские семьи стараются сохранить национальные традиции, с малых лет приобщают к ним своих детей. Мадина Михайловна учит их не только правильно разговаривать на родном языке, но и выступать на сцене. Они принимают участие в деревенском сабантуе, на школьных мероприятиях. С концертами ездили и на федеральный сабантуй, и на праздники в Ужур и в Шарыпово.
*Здравствуйте, друзья!

Что такое сабантуй?

Сабантуй – это, наверное, самый известный татарский праздник. В переводе на русский язык он означает «свадьба плуга» («сабан» — плуг, а «туй» — свадьба).



В наше время сабантуй знаменует окончание весенних работ. Состоит этот праздник из двух частей. В первый день проводят сбор подарков, а потом наступает майдан.
По традиции татарского народа в беге соревнуются, подразделяясь на три возрастные группы – от мальчиков до стариков. Как известно, мужчины соревнуются не просто ради забавы. Им очень важно определить, кто же самый сильный. Лучше всего в этом помогает участие в борьбе корэш. Этот вид состязания очень хорошо иллюстрирует обычаи и традиции татарского народа. Это национальная борьба на кушаках, вместо которых сейчас используются полотенца.

Прошу к столу!

Кулинарные традиции татарской кухни складывались не одно столетие. Народ бережно хранит секреты национальных блюд, передавая их из поколения в поколение.

В татарских семьях лучшие блюда готовят из мяса, поэтому они сытные и вкусные. Применение находят в основном баранина, говядина, мясо птицы. Любят татары и различные бульоны, которые заправляют зеленью. Наиболее распространенное первое блюдо — суп-лапша (токмач).

Традиции и обычаи

Национальные обряды бывают календарного и семейного толка.



Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и то же время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.
Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах. Он совершается муллой в мечети или в доме. В наше время это дань уважения предкам. На мусульманской свадьбе не пьют спиртного и не едят свинины. В пищу употребляют только свежеприготовленные блюда: перемячи, губади, каймак, токмач аши, бэлеш, очпочмаки, корт, катык, чак-чак, бялиш. На самом деле угощений на стол ставят намного больше перечисленного. Мужчины на обряде никах обязательно в тюбетейках. Невеста надевает закрытое платье с длинными рукавами, на голове должен быть платок. Сам обряд проводит мулла. После того как он объявляет жениха и невесту мужем и женой, стороны обмениваются подарками. Затем начинается общее застолье, на котором все гости кушают и веселятся.
Имянаречение ребёнка – обряд исем кушу, его порядок по сей день не меняется. Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.
Материалы подготовили Татьяна МАЦИГИНА, Зинаида ЦИКАЛОВА, Зухра МИНАБУДИНОВА


ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции!

Наши партнеры











Яндекс.Метрика

 - Адрес редакции: 662255, Красноярский край, Ужурский район, ул. Ленина, д. 35

 - Учредитель: КГАУ «Редакция газеты «Сибирский хлебороб»

 - Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-70878 от 07.09.2017