1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% [2 Голоса (ов)]
В нашей районной газете уже стала традиционной и любимой рубрика о жизни малых поселений. Во многих из них нет никакого производства, учреждений социальной сферы. Такие сёла и деревеньки называют неперспективными. Но благодаря жителям они превратились в тихие, «райские» уголки. Жизнь в них не замерла, а наполнена активностью и смыслом.
Сегодня мне хочется рассказать, чем же живёт наше село, которое избежало такой участи, и немного о его истории. Прежде всего Старая Кузурба богата хорошими и трудолюбивыми людьми, которые живут и трудятся, как и более 200 лет назад.
Дорожный указатель приведёт вас в село с современными приметами времени: пластиковые окна, одетые в цветной сайдинг фасады домов, «тарелки» телевизионных антенн. Лишь редкий старожил да ветхие страницы архивов поведают теперь о том, что было на этих просторах 100 и более лет назад…
Наше село было основано в 1782 году изначально именуемое Кузурбинское. Первыми жителями были крестьяне Яновы, Потылицыны, Соколовы, Похабовы, Корелены, Корниловы, Одинцовы, Мамаевы, Катцыны, Трегубовы. Село находится на живописном месте – на берегу слияния двух рек Кузурбинка и Марчала.
Название Кузурба связано с самодийскими (например, Хузурбу/Кузурба). Ещё есть другая версия появления названия села. От хакасского «Хузух» в переводе как «кедровая», от самодийского «ба», «бу» переводится как «речка». Хузух ба – то есть «Кедровая речка». Или от хакасского «хузус» – «Извергающий». Топонимы, по всей видимости, сохранялись до переселения сюда русских крестьян и разночинцев из удалённых районов Сибирской губернии. Следующей трансформацией топонима, подтверждённого в документальных источниках, стало название Кузурба, просуществовавшее вплоть до конца XIX века. Окончательном вариантом в XIX веке закрепилось название Старая Кузурба, так как в 1896 году в восьми верстах от Кузурбы было основано новое поселение на речке Кузурба. Марчала тоже несёт хакасское название «Марачалыг суг», что в переводе обозначает Солонцовая река. (Материал собран по топонимическому словарю Хакасско-Минусинского края).
Издревле эта земля славится природным богатством – вокруг плодородные земли, леса и реки, красивая долина, пересечённая полноводными ключами и реками, совсем рядом – заповедные леса Солгонского кряжа. Плодородные почвы гарантировали людям урожай, были замечательные выпаса для скота. Поэтому и селились здесь наши предки. Первые жители здешних мест занимались земледелием: сеяли озимую рожь, пшеницу, ячмень и овёс, лён, коноплю и огородные культуры. Земли под посевами у кузурбинцев к 1917 году составляли 817,9 казённых десятин, а площадь выкашиваемых покосов – 1912 казённых десятин.

Среди занятий местного населения наиболее значительное место занимал пушной промысел, главным объектом которого был соболь. Вместе с ним добывали бобров, волков, лисиц, зайцев, белок, песцов. Кроме того, крестьянские хозяйства имели много лошадей, коров, разводили овец.
Из списка населённых пунктов Енисейской губернии за 1917 год следует, что в селе проживало 1098 душ населения, число крупнорогатого скота составляло 1325 голов, 806 лошадей. 1885 овец и 599 поросят.
Ещё хочется отметить, что наше село славилось изготовлением конных сбруй, выделкой и дублением шкур, овчин, кож и другими различными ремеслами. Так как Старая Кузурба стояла на удобном расположении между волостными сёлами Ужур, Балахта и Новосёлово, то это давало возможность жителям занимается ещё и торговлей с заезжими, которые ездили на ярмарку в Ужур.
Сегодня, в основном, старокузурбинцы работают в АО «Искра», так как село является отделением этого сельхозпредприятия. Именно оно дало второе дыхание деревне 30 декабря 1986 года, когда вошло в состав хозяйства. До присоединения к «Искре» Старая Кузурба была отделением Малоимышского совхоза, который уже давно обанкротился. До присоединения к Малому Имышу у нас был свой колхоз «Правда», который был организован в 1920-х годах. Первыми колхозниками были Одинцовы, Мальцевы, Ромашковы, Трегубовы, Катцины.
После войны в сороковых годах на базе колхозов «Опора» (Сосновка) и «Правда» (Старая Кузурба) был организован совхоз имени Маленкова. А в 1950-х этот совхоз слился с Малоимышским.
Сейчас все рабочие места заняты и на ферме, и в растениеводстве. На полях выращивают богатые урожаи хлеба, получают от дойного стада высокие надои молока. Пекут хлеб на четыре населённых пункта, есть столовая. Культурный досуг обеспечивает местный клуб. В Старой Кузурбе функционирует фельдшерско-акушерский пункт, куда обращаются за неотложной помощью. В медпункте можно пройти курс процедур, а кому нужно, то фельдшер Фаина Васильевна придёт на дом, измерит давление, поставит укол, проследит за самочувствием. Есть у нас и индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства.
Очень приятно видеть, как люди украшают наше село своим трудом. И мы знаем, что каждая семья, каждый хозяин стремится, чтобы в доме был порядок и уют, чтобы во дворе и возле дома была чистота, посажены цветы возле домов, в палисадниках.
В селе живет очень много молодых семей. Всех не назовёшь, но среди тех, кто не расстался в поисках лучшей доли с родными местами, семьи Шаталовых, Землянкиных, Мацкевич, Капытиных, Красновых, Бертыш, Черновых, Щербининых, Ужакиных, Данилочкиных, Ромашковых, Антоновых. Есть среди них механизаторы и доярки, учителя и слесари. Все вместе – главное богатство нашего села, потому что молодые определяют её вектор жизни. Без этих семей жизнь Старой Кузурбы была бы неполноценной.
По данным Малоимышской сельской администрации в Старой Кузурбе сейчас живёт 279 человек. Некоторые из них так или иначе дети, внуки и правнуки коренных жителей деревни.
Любая фамилия, указанная в этом материале, несёт за собой не только определённую личность, историю и судьбу, но и связана с делами. Эти люди дОроги нам своим существованием, причастностью к делам, что вершились на благо своих семей, своих трудовых коллективов, своей родной земли.
Добрая память о людях, живших до нас, живших вместе с нами, благодарность за то, что они сумели сделать для нас, останутся в сердце каждого жителя села.

Я хочу, чтобы моё село жило и процветало, чтобы жители гордились людьми, их делами, чтобы помнили, какой ценой досталось благополучие. А для этого нужно помнить славное прошлое нашей малой родины, передавать из поколения в поколение его историю. Мы обязаны сохранить эту прекрасную землю, сделать её ещё краше. В народе говорится: «Где родился, там и пригодился». Я хочу жить здесь, учиться, и делать всё на благо родного села, хочу тут воспитывать своих детей и внуков, передавая им память о прошлом. Ведь пока мы помним прошлое, мы можем надеяться на будущее.
Станислав Утюжников, фото автора