1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% [1 Голос]

В доме, где растёт малыш, однажды наступает день, когда в жизнь семьи входит школа. У мам и пап возникает много вопросов: готов ли их ребёнок к учёбе, как он адаптируется в новом месте, как наладить контакт с учителем и одноклассниками. На эту тему наш корреспондент побеседовала с учителями начальных классов школы №3 Ларисой Ярославовной Киселёвой и Еленой Михайловной Королёвой.
В студенческие годы они познакомились в пионерском лагере, где проходили практику, затем вместе пришли работать в одну школу. С тех пор накопили огромный педагогический опыт – около 30 лет – и стали коллегами, единомышленниками и добрыми друзьями. Сколько у них было выпусков – не считают. «Для нас первый класс – всегда самый первый!» – признаётся Елена Михайловна. Ей вторит подруга:
«1 сентября мы снова будем разрываться: с волнением ждём встречи с малышами и хочется бежать к нашим пятиклассникам. Мы уже обрадовали ребят, что у них будут молодые, красивые классные дамы». Поэтому для Ярославны (так дети называют трудное отчество Ларисы) и Елены день знаний станет и радостным, и грустным праздником.


«Можно сказать, мы учим династии, потому что бывшие выпускники приводят к нам своих деток. Они так похожи на родителей, и в то же время совсем другие, – эмоционально, поставленным голосом, будто на уроке рассказывает Лариса Ярославовна, – У пришедших первоклашек всё различное: характер, уровень подготовки, поведение, семьи, социальное положение, мотивация… Один сразу вписывается в коллектив, а другой держит дистанцию и важно говорит: «Я буду директором». К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход».
Учителя из двух параллельных классов своего рода универсалы: педагоги, предметники, психологи, музыканты и физкультурники. Они не делят детей на своих и чужих, помогают друг другу в их воспитании, вместе проводят мероприятия, учат, как вести себя в общественных местах, знакомят с православной культурой, приводят младших школьников в храм. Обстановка в начальной школе по-домашнему тёплая, демократичная, но и дисциплина при этом не отменяется. Благо дети простодушные, чистые душой, открытые, легко впитывают прописные истины, всё доброе и хорошее.
«Мы и родители выполняем одну задачу – дать ребёнку хорошие знания и правильно его воспитать. Поэтому нам важно установить контакт и действовать в одном направлении, – Елена Михайловна уверена в общей цели, – всем родителям мы дали наши телефонные номера, чтобы постоянно быть на связи и оперативно решать возникшие вопросы».
«После выпуска, – говорит Лариса Ярославовна, – мы определились с численностью первоклассников, учебными программами и провели родительское собрание. Предложили папам и мамам ознакомиться со списком принадлежностей, которые надо приобрести для уроков труда, физкультуры, ИЗО. Форма в нашей школе единая – бордовые жилетки. Мы рады подобному деловому стилю, потому что ребята все одинаково красивые и равные. Ни у кого не появится комплекса, что он одет скромнее».

Как ребёнок должен быть готов к школе?
«Непременное условие, чтобы ребёнок был в школе успешным, – психологичес-кая подготовка, – рассуждает Елена Михайловна, – если он заявляет: «Я не хочу в школу!», возможно, общался со старшими школьниками, имевшими негативный опыт в обучении. Надо создать правильную мотивацию и радостное ожидание, что на новой социальной площадке ему будет интересно, появятся новые друзья, произойдут яркие события. Будущего первоклассника следует подготовить и физически, чтобы он мог выдержать урок. Кстати, на занятии мы постоянно проводим физкультминутки, чтобы ребёнок отдохнул и переключился на другой вид деятельности. Каждодневное чтение детских книг и журналов надо сделать доброй традицией, ибо художественное слово, голос и интонация родных людей воспитывают в нём прекрасные качества, развивают интеллект и расширяют кругозор. Поверьте, тогда мальчик или девочка будут с лёгкостью овладевать и учебными навыками».

Какие базовые знания необходимы первокласснику?
Они должны знать свои имя, фамилию, домашний адрес. Умели считать до 10 и в обратном порядке, произносить все звуки речи, чтобы проще складывать их в слоги. Родителей волнует, надо ли знать буквы и уметь читать, писать. По мнению педагогов, умение читать не обязательно. В школе научат. Конечно, нужно иметь пространственные представления: выше-ниже, вправо-влево, знать геометрические фигуры. По картинкам уметь составлять простые предложения.
«Каждый день разговаривайте с вашим чадом, спрашивайте, как прошёл день в школе, что он видел и слышал, – советует родителям Лариса Ярославовна, – и хвалите даже за крохотные успехи. Дети отзывчивы на доброе слово. И никогда ни с кем не сравнивайте, чтобы не ранить хрупкую детскую душу, не породить комплекс неполноценности. Не ставьте перед ним завышенных целей, которых когда-то не достигли сами. Не стоит в трудном первом классе записывать ребёнка в различные кружки и студии. Поберегите его здоровье!»
Елена Михайловна добавляет: «Приведу слова известного педагога и психолога, создателя гуманной педагогики Шалвы Амонашвили: «Любовь родителей не должна подавлять. Для развития духовных сил и способностей детей следует разумно сочетать нежность любви с требованиями, обязательными для исполнения». Тогда ваши потомки будут хорошо учиться и радовать вас».
Записала Зинаида ЦИКАЛОВА